Контактные телефоны

Адрес

ул. Киевская, 12
Минск, Беларусь

Search Our Site

контакты: +37544 776 50 71    +37529 700 12 74     Email: info@stroinadzor.by

Прораб и Технадзор

Здравствуйте уважаемые посетители моего сайта. Хотелось бы отметить и заострить внимание на стремительном росте спроса среди заказчиков на выстраивание легальных правоотношений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Спрос создаёт условия для получения грамотной и профессиональной помощи по решению вопросов, связанных с ведением технического надзора в строительной деятельности, так как наличие договора между заказчиком и исполнителем еще не гарантируют исполнение прав каждой из сторон. Именно с целью повышения правовой грамотности участников сделок, связанных со строительными работами, я хотел бы задаться целью понимания разграничения обязанностей технического надзора и производителя работ (прораба).

В последнее время появился миф о том, что прораб (читай, производитель работ) может принимать работу строителей, делать оценку качества, проверять сметы, сроки и так далее. Теперь по существу: Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. №26, направленному на меры по совершенствованию строительной деятельности, есть пункт 1.11.

О чём говорит данный указ, регулирующий деятельность технического надзора?

В документе предельно ясно регулируются нормы, связанные с тем, кто имеет право оказывать услуги технического надзора. Если кратко, принимать работы строителей, считать сметы, объемы работ и правильность сроков исполнения работ могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующий аттестат. Именно наличие аттестата делает заключения технического надзора официальным документом. Без него документ не стоит бумаги, на которой он напечатан.

Что касается услуг, подающихся под видом «Прораб на час», или «Прораб по вызову».

Законодательство и здравый смысл говорит нам об одном: прораб, — это должность, или профессия, подразумевающая функцию организацию работы рабочих строительных специальностей.

Практика такова, что в последнее время некоторые заказчики стали обращаться за услугами технического надзора к лицам, не имеющим право осуществлять такую деятельность. Последствия такой детальности оставим на свести исполнителей, отметим лишь, что заказчику будет предложен специфический договор, исключающий любую ответственность лица, оказывающего данную услугу. Для заказчика последствия будут примерно одинаковыми, - в пустую выкинутые деньги, потому как ни одного юридически значимого документа он не получит. Максимум, - немного попугать строителей, и то при условии их неопытности. Опытные строители будут только рады сдать работу такому специалисту, как способ избежать настоящей ответсвенности.

Почему услуги технического надзора оказывают производители работ?

Ведь можно вполне легально оказывать те же услуги, и называясь правильно, - техническим надзором. Ответ прост: для того, чтобы получить аттестат нужно:
  • пять лет отучиться в профильном ВУЗе
  • минимум три года от работать на руководящих должностях
  • сдать экзамен в Белстройцентре.

 Это колоссальные вложения времени и затраты на получение всего легального пакета документов.

В нашей стране разработано огромное количество документов, регламентирующих любую деятельность в любой сфере. И строительство, как сфера деятельности не одна из лидеров по количеству регулирующих инструкций, ном и законодательных актов.

Так, Минархитектуры были утверждены технически нормативные правовые акты (сокращённо ТНПА) которые устанавливают порядок исполнения законодательсво Беларуси в сфере строительсва. В том числе Указ Президента. №26.  Был разработан и внедрён Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.03-162-2009* (02250) «ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Порядок проведения» который регулирует механизмы производства строительным надзором своей деятельности.

Так кто такой инженер технического надзора?

Согласно п. 2.6 Выше указанного кодекса: «Представитель технического надзора - это должностное лицо, осуществляющее контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ.» При данной формулировке любой человек понимает, что технический надзор имеет право приемки объекта или отдельно видов работ.

И тут возникает недопонимания с производителем работ (прорабом)

«Он же (прораб) тоже может принимать объемы работ и вводить объекты в эксплуатацию!»

Уважаемые читатели в этом и есть главная ошибка большинства заказчиков (в особенности частных лиц) кто такой производитель работ. Опять вернёмся к законодательству Республики Беларусь. Согласно Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-161-2009* (02250) «ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА» регламентирует п.12.1. «контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации, и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля». Также п.12.2 «производственный контроль качества строительно-монтажных работ должен включать входной контроль проектной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы, операционный и приемочный контроль строительно-монтажных работ и п.12.6. «операционный контроль должен осуществляться как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с тем, чтобы обеспечивать своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению».

Основными отличиями технического надзора и производителя работ (прораба) являются:

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЁМОЧНЫМ КОНТРОЛЕМ, А ПРОИЗВОДИТЕЛЬ РАБОТ ЯВЛЯЕТСЯ ОПЕРАЦИОННЫМ КОНТРОЛЕМ;

Важно отметить, что операционный контроль (По ГОСТ 16504) – это контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции, а приемочный контроль (По ГОСТ 16504) – контроль продукции или процесса, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использовании и (или) принятий. Таким образом, производитель работ (прораб) – это инженерно-технический работник (сокращённо ИТР) на которого возложены организацией определённые обязанности, в том числе операционный контроль за производством работ, о котором было упомянуто выше. Заказчику важно понимать, что производитель работ даже при наличия квалификационного аттестата не может осуществлять приемочный контроль и не в праве выдавать официальное заключение. В компетенцию производителя работ входит лишь дача рекомендаций, которые не являются юридическим документом и не могут быть официальным доказательством.

Частым нарушением на практике вышеизложенного материала является приемка квартир физических лиц у застройщика (заказчика).

Производитель работ (прораб) НЕ В ПРАВЕ вам выдавать какое-либо заключение, составлять дефектные акты и ДАВАТЬ ПРАВОВУЮ ОЦЕНКУ производству работ, а его рекомендации будут нести лишь профессиональное (и зачастую необъективное) мнение.

Резюмируя могу сказать следующее: каждый должен заниматься своим делом, это важно учитывать, привлекая специалистов для задач, способных иметь правовые последствия при возникновении споров и перспективы возникновения необходимости доказывания.

Задать вопрос

Задать вопрос

Адрес

ул. Киевская, 12
Минск, Беларусь

Янович Александр Игоревич
специалист по техническому надзору
УНП 193268648